БАУХАУС

Содержание

Bauhaus вокруг

БАУХАУС

Мы думаем, что белые стены, чистые линии и использования стекла и бетона это новые и современные идеи. Так и есть, кроме того, что те же самые идеи почти столетие назад были рождены благодаря уникальному влиянию Bauhaus / Баухауз, школы дизайна, искусства и архитектуры .

Bauhaus. Начало

Баухауз / Bauhaus был основан в Веймаре, в Германии в 1919 году по проекту архитектора Вальтера Гропиуса с целью преодоления разрыва между искусством, внешним видом вещей и промышленностью, и объединения всех элементов.

Это была школа, где студенты получили теоретическую и практическую подготовку во всех сферах прикладного искусства.

Теория и практика рисования, пластики, составления витражей, типографии, метало конструирования, изготовления мебели — и научились совмещать эти прекрасные художественные навыки с новыми технологиями, чтобы спроектировать и изготовить продукты, которые были красивы и практичны.

Промышленный дизайн Bauhaus

Практически все предметы интерьера, техника и электроника в XXI веке впитали в себя основы Баухауза — дизайн и функциональность. Примеры работ промышленного дизайна, ставших легендами и иконами стиля:

Гропиус был под влиянием движения «Искусство и Ремесло» ( в переводе с англ.: Arts and Crafts) — движения существовавшего в конце XIX века, которое возникло в период интенсивной индустриализации Викторианской Англии. Целью движения стало объединение художников и ремесленников, чтобы обеспечить выживание прекрасных изделий мастеров в условиях механизированного труда.

Целью Гропиуса было объединение художников и ремесленников и использование новейших технологических разработок.

Было ясно, что за технологиями будущее и машины теперь открывает возможности для массового производства изделий повседневного использования.

С этим видением единства, Bauhaus создавал условия, в которых художники могли работать вместе архитекторами и промышленниками, чтобы внести свой вклад в «сотворение будущего» с помощью наступающей эры машиностроения.

Архитектура Bauhaus

Как архитектор, Гропиус считал, что Архитектура должна быть в центре преподавания всех искусств, отсюда и название Баухауз (Дом строительства) и в 1925 году Баухауз переехал из Веймара в новый дом в Дессау, специально спроектированный и построенный для школы, в котором отражались основные ценности Bauhaus.

Самые интересные работы в архитектуре, область, на которую больше всего повлиял Баухауз:

Концертный зал Уолта Диснея

Лос-Анжелес

Архитектура Bauhaus. Международный стиль

Разработанные Гропиусом архитектурные формы для жилых и общественных зданий получилось с простыми, чистыми и открытыми линиями. Bauhaus установил новый стиль архитектуры, стандарт, который стал известен как «международный стиль / International style», который оказывает влияние на поколения архитекторов, и до сих пор сохраняет свою привлекательность.

Курсы в школе Баухауз были структурированы таким образом, что все студенты получали базовое образование в теории искусства, а затем практическое обучения во всех дисциплинах.

Bauhaus привлекает преподавателей самого высокого калибра, включая Василия Кандинского, Пауля Клее, Йоханнес Иттена и Лионель Файнингера.

Йозеф Альберс и его жена Анни были учениками и Альберс и впоследствии приглашен преподавать.

Bauhaus & De Stijl

Период между 1924 и 1928 был самым значительным в развитии Баухауза. Голландское движение De Stijl, основанное художником и архитектором Тео ван Доезбург / Theo van Doesburg было особенно влиятельным в течение того времени.

Де Стиль выступал за использование простых основных цветов, прямоугольных форм и прямых — горизонтальных и вертикальных (никогда диагональных) линий. В 1922 году Ван Доезбург преподавал курс в Bauhaus и эти принципы De Stijl четко отражены в абсолютной простоте и функционализме большей части продуктов Bauhaus, вышедших после этого.

Интересно отметить, что здание Баухауз в «международном стиле» можно рассматривать как трехмерную версии картины голландского художника и члена Де Стиль, Пита Мондриана / Piet Mondriaan.

Гропиус также начал признавать способность машин создавать произведения искусства и Bauhaus принял эстетику механизмов. Началось создание бытовых предметов, которые могут быть запущены в массовое производство с использованием современных технологий.

Это особенно хорошо подходило для мебели. Стул Марселя Брейера / Marcel Breuer – ‘Василий’ с 1925 является одним из самых знаковых объектов, вышедших из Bauhaus и иллюстрирует красоту и прочность союза между искусством, дизайном и машинным производством.

История школы Bauhaus

Политическое давление и постоянное и внимательное наблюдение нацистского движения продолжали бросать тень на школу и в 1928 году Гропиус ушел в отставку, и его сменил Ханнес Мейер.

Структура школы стал менее жесткой, и Мейер расширил деятельность и направления школы, были приглашены художники и мастера обоев и текстиля, а также ламп и мебели.

Замечены идеи социализма, и он был уволен в 1930 году, а школа Bauhaus получила образ убежища для коммунизма.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) занял место у руля школы и попытался устранить политику и вернуться к основным принципам движения, но к 1932 году парламент города Дессау решил распустить Bauhaus.

Несмотря на то, что школа существовала всего четырнадцать лет, наследие Баухауза можно увидеть сегодня в вещах, которые, как мы думаем, являются элементами современного дизайна, будь то дома, в которых мы живем или газеты, которые мы читаем . Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — всё может проследить свою историю с Баухауза.

Bauhaus Вальтер Гропиус Германия Мис ван дер Роэ

Источник: https://probauhaus.ru/bauhaus-around/

Баухаус: конвейер шедевров

БАУХАУС

В 2019 году мир отмечает 100 лет с момента создания Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Вальтер Гропиус (Walter Gropius), один из создателей и первый ее директор, провозгласил союз искусства и технологий — и последовательно его добивался.

Основатели Баухауса выступали за унификацию различных искусств, и разработали подробный теоретический аппарат этой самой унификации. В послевоенные годы приходилось заново определять простые вещи — и для этого необходимо было изобрести новый универсальный язык, основанный на геометрических формах и сильных материалах.

Цвету и его теории уделялось особое внимание, арт-терапию рекомендовали всем без исключения. В Баухаусе было легко обрести равновесие: были заняты и ум, и руки, и воображение.

Создатели Баухауса утверждали: человека нового времени должны окружать вещи-помощники, а не бессмысленный декор. Узор и орнамент отвергаются. Вместо них — однотонные глянцевые и матовые поверхности. Важно, чтобы в одном предмете сочетались теплые и холодные оттенки: к примеру, теплый тон дерева (кожи, ткани) и металлический корпус или каркас.

Вспоминаем изобретения и предметы этого революционного движения.

Пионеры Баухауса на крыше нового здания школы в Дессау, 1926. Слева направо: Йозеф Алберс, From left: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Herbert Bayer, Юстус Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольцль, Оскар Шлеммер.

 © Bauhaus‐Archiv Berlin/Musée National d'Art Moderne/Société Kandinsky

Шедевр архитектуры функционализма. Уникальное здание, пережившее многочисленные реставрации (часть была утрачена в военные годы, пришлось искать чертежи по многочисленным архивам по обе стороны света и восстанавливать с участием двух международных команд).

Сейчас большие окна с облегченными металлическими рамами стали уже общим местом в архитектуре — но тогда решение было смелым и, разумеется, согласовалось с учением Баухауса. Здание было совершенно лишено декора, к чему и стремился Вальтер Гропиус (Walter Gropius), не любивший переполненные орнаментами фасады XIX века.

Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Здание Баухауса в Дессау по проекту Вальтера Гропиуса, 1926–1929 годы. Tadashi Okochi © Pen Magazine

Марсель Бройер (Marcel Breuer), студент, а затем и преподаватель в Bauhaus, использовал для каркаса кресла B3 (это оригинальное название модели) трубчатую сталь.

Технология бесшовного аккуратного сгибания трубок была известна с конца 19 века и уже применялась в автомобильной промышленности (для каркасов автомобильных кресел). По той же технологии был выполнен руль его велосипеда Adler.

Название Wassily появилось уже в 60-е годы, в честь Василия Кандинского, его коллеги по Bauhaus. Первоначально ремни кресла были холщовыми (сейчас текстиль не используется), позже стали кожаными.

Кресло дало начало целой серии мебели из металлических трубок — кроватей, стульев, столов, диванов, кушеток и систем хранения. В настоящее время кресло производит компания Knoll.

Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Бройера, 1925 год.

Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ

Вероятно, самое известное кресло, вышедшее из проектировочных мастерских Bauhaus. Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwing Mies van der Rohe) разработал его специально для Международной выставки в Барселоне 1929 года — предполагалось, что на кресла смогут присесть монаршие особы, открывающие выставку.

Само кресло представляло собой тонкий металлический каркас и плоские подушки. Ничего лишнего, чистая функция. С годами конструкция стала совершенной: от болтов, соединявших раму, отказались, и она стала монолитной.

Кресло настолько удобно и популярно, и его так часто ставят в офисы и приемные, что оно породило коллекционную арт-версию Mies Lobby Trap («ловушка для лобби») Джона Анджело Бенсона (John Angelo Benson).

Кресло Barcelona, дизайн Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.Арт-объект Mies Lobby Trap, Джон Анджело Бенсон, 2003.

Металлический чайник, Наум Слуцкий

Этот чайник был разработан Наумом Слуцким, ювелиром и промышленным дизайнером. По красивой легенде отец Наума работал ювелиром у Фаберже, а самого Слуцкого многие называют родоначальником всего современного ювелирного искусства.

Чайник подтверждал манифест движения: дизайн не нуждается в обильном декорировании. Практичность вещи должна решаться почти математическим способом, а не быть следствием украшательства. Красоту нужно находить собственно в форме.

Эта красота до сих пор угадывается в шедеврах Alessi, Bodum и даже новой чайной линии Tom Dixon — отсылка к Баухаусу вынесена в описании чайного сервиза.

Металлический чайник, Наум Слуцкий, 1928.Чайный сервиз Form, Tom Dixon.

«Черный квадрат в каждый дом», — могли бы сказать архитекторы Баухауса.

Марианна Брандт (Marianne Brandt)вполне разделяла эти взгляды, и создала часы в 1930 году из хромированного металла (его обожали все дизайнеры движения).

Форму этих часов повторяют с вариациями так часто, что они вполне могут стать символом бытовой культуры XX века.

Настольные часы Марианны Брандт, 1930 год.

Вероятно, самый известный стеклянный продукт из мастерских Баухауса — чайный сервиз 1930–1934 годов авторства Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld).

К этому архетипу чайного сервиза уже столько раз обращались другие дизайнеры, что он давно стал подобием народной песни — мало кто помнит автора. Впрочем, сам Вагенфельд как раз выступал за анонимность в дизайне, и не стремился к славе.

Сейчас же это, пожалуй, самая распространенная посуда в кафе: за процессом заварки чая приятно наблюдать сквозь прозрачные стенки чайника. Стеклянные электрические чайники — потомки этого любования.

Стеклянный чайный сервиз Вильгельма Вагенфельда, 1930-е годы.

Предназначенный для сервировки этот трехколесный столик по дизайну Марселя Бройера может сейчас ассоциироваться со всеми тележками в супермаркетах.

Отметим также его сходство с оборудованием для медицинских учреждений.

Впрочем, сотрудники Баухауса и не скрывали, что вдохновляются чистотой стиля больниц — более того, устройство своих модульных кухонь они подсмотрели именно там.

Сервировочный столик B54, дизайн Марселя Бройера, 1928, Gebrüder Thonet.

Текстиль в ткацких мастерских Баухауса начали выпускать с момента создания школы.

Актуальность этих рисунков, созданных под влиянием книги Иоханнеса Иттена (Johannes Itten) «Искусство цвета», и сегодня ничуть не утрачена. Иттен сам руководил созданием новых цветов, форм и фактур в текстиле.

В этих же мастерских тренировали глаз и набивали руку ученики Василия Кандинского, Пауля Клее (Paul Klee), Ласло Махой-Надя (Moholy-Nagy László) и других преподавателей.

Дизайнер Анни Альберс за работой.

Главной особенностью тканей Баухауза была их структурность: в них использовались нити различных характеристик, толщины и состава. Наиболее известны работы Отти Бергер (Otti Berger), Анни Альберс (Anni Albers) и Гунты Штельцель (Gunta Stölzl) — последняя была единственным женщиной-мастером в Баухаусе.

Ткань Study for Unexecuted Wallhanging, дизайн Анни Альберс, 1926.

Ткань Ancient Writing, дизайн Анни Альберс, 1936.

Гунта разрабатывала новые виды тканого плетения, экспериментировала с синтетическими материалами и целлофаном, придумывала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера, проверяла возможности новых техник крашения. Именно Гунта Штельцель выполнила тканые полосы для первого экземпляра знаменитого кресла «Василий».

Текстильная мастерская была самым коммерчески успешным проектом Баухауса — от заказчиков не было отбоя. А курс, разработанный Иттеном, до сих пор служит основой начальной творческой подготовки в большинстве дизайнерских учебных заведений мира.

Ковер, дизайн Гунты Штельцель.

Открытые книжные полки и свободностоящие стеллажи, которые можно использовать как перегородки — это одно из самых удачных завоеваний Баухауса в области интерьера.

Поскольку свободной планировке в Баухаусе учили всех, нужно было каким-то образом учить эту планировку заполнять. Вот тут и пригодились стеллажи на металлических трубах и прочие полезные изобретения.

Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934.

Подвесные лаконичные лампы, меняющие свою высоту — тоже одно из изобретений Баухауса. С ними много экспериментировала Марианна Брандт (Marianne Brandt), ставшая в 1928 году главой мастерской по обработке металла.

Марианна Брандт, автопортрет

Хотя славу Брандт принес металлический чайник, вошедший во все учебники дизайна, ее работы в области осветительных приборов примечательны не меньше — этими подвесами и лампами, меняющими направление светового луча, мы пользуемся до сих пор.

Светильник Марианны Брандт, 1925.

Мало кто помнит, откуда взялась шрифты без заглавных букв. А между тем, их изобретение принадлежит Герберту Байеру (Herbert Bayer), учившемуся и работавшему в Баухаусе.

Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а». Любопытно — после ухода из Баухауса Байер стал арт-директором немецкого Vogue.

После, как многие участники Баухауса, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

Дмитрий Чернов

Кни­га Staat­liches Bauhaus Wei­mar, 1919 — 1923, 1923. Оформ­ле­ние об­лож­ки — Гер­берт Бай­ер. Верст­ка и оформ­ле­ние кни­ги — Ла­сло Мо­хой-Надь.
Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:+7 (495) 633-5-633Факс:+7 (495) 633-57-95E-mail:elledecor@hspub.ru

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Источник: https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/bauhaus-konveier-shedevrov-id6803166/

Баухаусу — 100. Гид по самому функциональному направлению дизайна

БАУХАУС

Баухаус как направление в архитектуре и дизайне появился вследствие тяжёлого экономического положения, в котором оказалась Европа после Первой мировой войны.

Строительство домов из дорогих материалов стало нерентабельным, прежняя роскошь оказалась не по карману многим, мебель, которая изготовлялась на заказ, ушла в прошлое.

Так появился запрос на «дизайн для народа»: удобные и дешёвые для производства вещи, которые смог бы купить человек со скромными трудовыми доходами.

Здание школы в Дессау. Pixabay

Уловив тенденцию, архитектор и строитель Вальтер Гропиус собрал группу единомышленников и основал школу Баухаус. В ней художники проектировали здания и предметы быта, поставленные на поток и отвечающие принципу «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели: выполнять практические функции, быть удобным, дешёвым и красивым».

Интерьер в стиле Баухаус

Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства.

По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности.

Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.

Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Instagram @trentini_gallery

Дизайнеры того времени работали с искусственными материалами, комбинировали их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем. В отделке стен использовались нейтральные тона — серый, чёрный, белый и бежевый. Разбавляли эту палитру редкие и яркие пятна красного, голубого и жёлтого.

Классический пример интерьера в стиле Баухаус — офис Вальтера Гропиуса в Веймаре, реконструированный в 1990-х годах Генри Ошманом. С некоторыми поправками такое оформление встречается в современном исполнении, а предметы интерьера — как у брендов класса люкс, так и в магазине Ikea.

Предметы интерьера в стиле Баухаус

Мебель в стиле Баухаус иллюстрирует принцип: на стуле можно не только сидеть, но и узнать историю про время, когда его создали.

В 1930-х годах экономические условия сводили потребности к минимуму, и дизайнеры подчёркивали это простотой изобретений.

Смотря на стулья и кресла в стиле Баухаус, вспоминаются слова архитектора Людвига Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше». И это действительно было так.

Консольный стул B55 Armchair. Instagram @jahddesign

В 1920-х годах Марсель Брейер (руководитель мастерской в Баухаусе) спроектировал мебель из гнутых металлических трубок, заменивших привычные деревянные ножки и подлокотники. Так появился первый консольный стул — необычная конструкция, у которой есть только две передние ножки, а спинка висит в воздухе. Сейчас эта модель встречается в коллекциях дизайнеров по всему миру. В работе используются дерево, ткань и иногда цельный кусок пластмассы.

Кресло Wassily Chair. Instagram @olielot

Ещё одна культовая вещь в дизайне Баухаус — кресло «Василий», созданное в 1925 году Ханнесом Мейером. Согласно легенде, он спроектировал его для Василия Кандинского, возглавлявшего мастерскую живописи в Баухауcе. Сиденье и спинки сделаны из тонкой, но прочной ткани, а согнутые трубы образуют основу кресла. Сам Бройер говорил, что сидеть в этом кресле, всё равно что парить на «упругом потоке воздуха».

Лучшим примером функциональности и удобства в одном предмете служит шезлонг для отдыха Mr Lounger, созданный в 1929 году Людвигом Мис ван дер Роэ. Изгибы широкого и длинного сиденья плавно переходят в спинку и подстраиваются под тело сидящего. Сейчас дизайнеры создают его в разных цветовых решениях, отходя от классического чёрного цвета.

Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Instagram @designretro.odense

Работая над созданием практичной мебели, мастера Баухауса не забывали про освещение. В начале 1930-х ювелир и дизайнер Кристиан Делл создал коллекцию светильников Kaiser Idell (название обыгрывает фамилию автора и немецкое слово idee — идея). Делл стал первым, кто использовал шарнирное устройство, за счёт которого освещение легко меняло направление.

Архитектура в стиле Баухаус

В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания.

Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей.

Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.

Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. bfm.berlin

Отличная иллюстрация стиля Баухаус — здание школы в Дессау (в 1925 году она переехала сюда из Веймара): высокие потолки, много естественного света, нарочито простые формы. Интерьеры и мебель проектировали и воплощали в жизнь студенты, предметы декора выполнялись из подручных средств. Демонстрируя принцип функциональности, комнаты в школе легко трансформировались. Так, столовая превращалась в театральный зал и обратно.

Во многом развитию Баухауса помогал прогресс в области строительных материалов. Инженеры работали с железобетоном, что позволяло придавать стенам разнообразные формы и получать необычные архитектурные решения. Также впервые в истории европейской архитектуры в большом количестве использовались кованые металлические элементы, металл и стекло.

Instagram @neumannaleas

Баухаус стал знаменит не только из-за новаторских решений. Идеология школы отражала новую эпоху — индустриальную, с глобальной механизацией и унификацией.

Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Unsplash

Впервые инженеры диктовали не только, как строить, но и образ жизни, для которого требуются функциональные вещи, облегчающие быт.

Баухаус в наше время

В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.

Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Cue-architekten

Здесь те же строгие формы, много воздуха за счёт стеклянных стен, плоская крыша и минималистская отделка фасада матово-серым вальсским кварцитом.

Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.

Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Cue-architekten

Цельностеклянный фасад впускает внутрь много света и соединяет бунгало с просторным садом снаружи.

Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.

Осмысливая стиль, дизайнеры сохраняют неизменным стремление к удобству и рациональному использованию деталей: предметы подчёркнуто минималистичны, выполняют возложенные на них функции и отвечают принципу «Красота не живет без пользы».

Источник: https://salon.ru/article/bauxausu-100-gid-po-samomu-funkcionalnomu-napravleniyu-dizajna-46472

Манифест «Баухауса»

БАУХАУС

Весной 1919 года в немецком городе Веймаре открылась новая школа изобразительных искусств. 12 апреля местные власти подписали документ о присвоении ей названия «Баухаус».

Именно эту дату исследователи считают днём основания легендарной школы. Вскоре её директор Вальтер Гропиус подготовил манифест «Баухауса» и краткую программу обучения.

В честь столетнего юбилея легендарной школы Strelka Mag публикует перевод этих текстов.

Конечной целью всякой творческой деятельности является здание! Украшение здания было некогда самой благородной задачей изобразительных искусств. Они были неотъемлемыми составными частями великого зодчества.

Ныне они оказались в плену самодовольной обособленности, и спасти их может лишь сотрудничество и взаимовлияние всех мастеров. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны заново изучить и постичь многогранный образ здания в его целостности и в его элементах.

И тогда в их творения вернется дух архитектоники, утраченный в салонном искусстве.

Манифест Вальтера Гропиуса и гравюра художника Лионеля Фейнингер | Источник: archive.thulb.uni-jena.de

Старые художественные школы не создали этого единства, да и не смогли бы его создать, ведь искусству научить нельзя. Им необходимо снова вернуться в мастерскую. Мир рисовальщиков, чертежников, ремесленников должен, наконец, снова стать миром зодчих.

Если молодой человек, чувствующий призвание к творчеству и мнящий себя «художником», начнет свою карьеру так же, как некогда, с изучения азов ремесла, он уже не будет обречен на убогое подражательство и копирование, ибо его одаренность сохранится в ремесле, где он научится создавать нечто великолепное.

Архитекторы, скульпторы, живописцы — все мы должны вернуться к ремеслу. Ибо нет такой профессии — «искусство». Нет существенного различия между художником и ремесленником.

Художник — тот же ремесленник высокого класса.

В редкие моменты озарения, помимо нашей воли, на нас нисходит небесная благодать, преображающая дело рук мастера в искусство, но любой художник непременно должен владеть основами ремесла.

Так давайте же создадим новый цех ремесленников без табели о рангах, которая воздвигала бы стену высокомерия между художниками и ремесленниками! Давайте придумаем и построим новое здание будущего, где в едином облике выступит всё — архитектура, ваяние и живопись. И когда-нибудь миллионы рук ремесленников поднимут к небу хрустальный символ новой грядущей веры.

Вальтер Гропиусf

 

Государственная школа «Баухаус» в Веймаре объединяет прежнюю Высшую школу изобразительного искусства герцогства Саксонского, прежнюю Школу художественных ремесел герцогства Саксонского и новое отделение зодчества.

Цели «Баухауса»

«Баухаус» стремится собрать все виды художественного творчества, заново объединить архитектуру, живопись, художественные ремесла и строительные ремесла в едином искусстве зодчества.

Эти дисциплины должны стать неотъемлемыми элементами нового строительства.

Конечной, хотя и далекой, целью «Баухауса» является произведение единого искусства — великое здание, — где не будет границ между искусством монументальным и декоративным.

Манифест Вальтера Гропиуса и первая страница программы «Баухауса» | Источник: archive.thulb.uni-jena.de

«Баухаус» хочет воспитать архитекторов, живописцев и скульпторов любого уровня в меру их одаренности как дельных ремесленников или свободных художников и основать рабочую группу опытных и начинающих мастеров, способную общими усилиями формировать строительные объекты. Все этапы строительства — закладка здания, возведение, отделка, обстановка интерьера — должны быть подчинены единому замыслу.

Принципы «Баухауса»

Искусство превыше всех методик. Нельзя научить искусству, но можно обучить ремеслу. Архитекторы, живописцы, скульпторы — это мастера в первичном значении слова.

И потому для всякого художественного творчества необходимо основательное образование учащихся в мастерских, экспериментальных лабораториях и ателье.

Постепенно будут расширяться собственные мастерские; со сторонними мастерскими будут заключены договоры о прохождении в них учебной практики.

Школа — служанка мастерской и рано или поздно в ней растворится. Поэтому в «Баухаусе» нет учителей и школьников. А есть мастера, подмастерья и ученики.

Вторая страница программы «Баухауса» | Источник: archive.thulb.uni-jena.de

Способ обучения вытекает из сути мастерской:

— овладение мастерством, органическое создание рукотворных форм;

— отказ от всяческих клише, творческое отношение к работе, свобода индивидуальности, но и строгое обучение;

— экзамен, как в средневековом цехе, на звание мастера или подмастерья, принимает Совет мастеров «Баухауса» или мастера со стороны;

— совместная работа учащихся и мастеров;

— работа на заказ, в том числе и для учащихся;

— совместное планирование на долгосрочную перспективу масштабных утопических строительных проектов — народных и культовых сооружений; сотрудничество в этих проектах всех мастеров и учащихся — архитекторов, живописцев, скульпторов — с целью постепенного согласования всех элементов и частей, относящихся к зданию;

— постоянный контакт с лидерами отечественных ремесел и индустрии;

— участие в общественной жизни, связь с народом через организацию выставок и других публичных мероприятий;

— экспериментирование в области выставочного дела с целью создания экспозиций, где живопись и ваяние будут представлены в архитектоническом обрамлении;

— поощрение и укрепление дружеского общения мастеров с учащимися вне мастерской; посещение театральных спектаклей, лекций, поэтических чтений, музыкальных праздников, концертов и маскарадов; сочинение праздничного ритуала этих мероприятий.

Объем обучения

Курс обучения в Школе «Баухаус» охватывает все практические и научные области художественного творчества:

А. Зодчество.

Б. Живопись.

В. Ваяние

и все ремесленные отрасли изобразительных искусств.

Учащиеся получают образование как мастера-ремесленники (1), чертежники, рисовальщики и живописцы (2), теоретики в области строительства (3).

1. Обучение ремеслу происходит в собственных мастерских Школы (их число будет постепенно возрастать) или в сторонних мастерских, с которыми будут заключаться соответствующие договоры. Обучение могут проходить:

а) скульпторы, каменотесы, штукатуры, резчики по дереву, керамисты и литейщики гипса;

б) кузнецы, слесари, литейщики, токари;

в) столяры;

г) художники-декораторы, живописцы по стеклу, мозаичисты и эмальеры;

д) граверы-офортисты, граверы по дереву, литографы, печатники эстампов;

е) ткачи.

Обучение ремеслам — основа образовательного курса в Школе «Баухаус». Каждый учащийся должен освоить какое-нибудь ремесло.

2. Обучение черчению, рисованию и живописи включает следующие дисциплины:

а) свободные зарисовки по памяти и воображению;

б) рисование и живопись (портреты, обнаженная натура и животные, а также пейзажи, фигуры, растения и натюрморты);

в) композиция;

г) создание фресок и иконостасов, станковая живопись;

д) проектирование орнаментов;

е) проектирование шрифтов;

ж) черчение конструкций и проекций;

з) проектирование архитектурных и садовых сооружений и интерьеров;

и) проектирование мебели и утвари.

3. Научно-теоретическое образование включает следующие дисциплины:

а) история искусства, понимаемая не как история стилей, но как развитие способов и технических приемов работы;

б) материаловедение;

в) анатомия — на живых моделях;

г) физико-химическая теория цвета;

д) рациональный метод живописи;

е) основные понятия бухгалтерии, порядок и условия заключения договоров;

ж) отдельные доклады по вопросам искусства и науки, вызывающие всеобщий интерес.

Ступени образования

Образование трехуровневое:

I. Курс для учеников.

II. Курс для подмастерьев.

III. Курс для молодых мастеров.

Узкая специализация возможна по усмотрению отдельных мастеров в рамках общей программы и плана распределения работ, составляемого заново для каждого семестра.

Документ о присвоении новой школе названия «Государственная школа “Баухаус”» от 12 апреля 1919 года | Источник: archive.thulb.uni-jena.de​

Чтобы обеспечить учащимся максимально разностороннее техническое и художественное образование, расписание составляется таким образом, чтобы каждый будущий архитектор, художник или скульптор смог посещать часть занятий на других курсах.

Прием

При наличии свободных мест в Школу принимается любой человек с незапятнанной репутацией, независимо от пола и возраста, если Совет мастеров «Баухауса» признает достаточной его подготовленность.

Плата за обучение — 180 марок в год (по мере становления Школы плата будет постепенно снижаться). Кроме того, при поступлении уплачивается одноразовый взнос — 20 марок. Иностранцы вносят двойную плату.

Заявления подавать в секретариат Государственной школы «Баухаус» в Веймаре.

Апрель 1919 года Руководство Государственной школы «Баухаус» в Веймаре Вальтер Гропиус

Источник: https://strelkamag.com/ru/article/manifest-baukhausa

Баухаус: дизайн, изменивший историю – Westwing Интерьер & Дизайн

БАУХАУС

Мы пообщались с историком архитектуры, кандидатом искусствоведения и автором книг по истории дизайна Николаем Васильевым о формировании школы Баухауса, его главных представителях и философии стиля.

У понятия «Баухаус» есть два значения. Во-первых, так принято называть определенный стиль дизайна, мебели, графики и архитектуры.

Во-вторых, это архитектурная и дизайнерская школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Она и создала этот стиль.

На самом деле, влияние, которое оказало это учебное заведение на дизайн и архитектуру XX века, было настолько мощным, что распространилось по всему миру.

Философия школы

Помните слоган немецкого шоколада Ritter Sport: «Quadratisch, praktisch, gut»? Он во многом перекликается с принципами Баухауса: практичность, экономичность, функциональность.

Философия школы появилась не на пустом месте – она была результатом исторических событий начала XX века. Закончилась Первая мировая война, жители Германии нуждались в жилье. И школа Баухауса должна была максимально помочь стране с постройкой всего необходимого, а также создать новый стиль — экономичный, функциональный и в тоже время самобытный.

«Баухаус был призван демонстрировать новый образ жизни через интерьер»

Именно поэтому мы привыкли говорить о Баухаусе как о строгом, даже упрощенном дизайне. Здесь не было места вычурности – здесь правили базовые цвета и простые линии.

Преподаватели закладывали фундамент для будущих принципов школы. Например, аскетичность пришла в Баухаус из буддизма. Этому во многом поспособствовал один из сторонников школы, преподаватель теории цвета Иоханнес Иттен.

Он был буддистом и вегетарианцем, а также практиковал медитацию. За время его работы сформировалась ключевая идея эстетики Баухауса – самоограничение.

Также появилось правило базового цвета: сочетание красного, желтого, белого, синего и черного.

Последователи Баухауса

У истоков этой школы стоял немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В 1919 году он возглавил Баухаус — Высшую школу строительства и художественного конструирования. Она находилась в Веймаре.

Гропиус утверждал, что искусство и ремесло всегда идут рука об руку. Этот принцип лег в основу философии Баухауса.

В первые годы у студентов было одновременно два наставника: ремесленники обучали их профессии, а художники прививали хороший вкус.

Швейцарский архитектор Ханнес Мейер стал вторым директором Баухауса. Он принадлежал к движению новой архитектуры 1920-х годов, а по убеждениям был марксистом.

Его подход был строго функционалистским — позже он назвал его «Новой теорией строительства». Ханнес Мейер полагал, что главное в архитектуре — это не эстетика, а организация.

Он подчеркивал значимость социального жилья и необходимость помощи всем людям, независимо от их происхождения.

Людвиг Мис Ван дер Роэ, третий директор стремился деполитизировать школу. В 1930 году Баухаус переехал в Берлин, но от закрытия нацистами в 1933 это ее не оберегло.

Многие ученики и преподаватели Баухауса прославились своими работами на весь мир и тоже вошли в историю школы.

Самым известным выпускником был архитектор и дизайнер Марсель Бройер, ставший впоследствии одним из преподавателей. В 1920-х годах он занимался в основном дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой.

По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии. Впоследствии эмигрировал в США, где и находится большинство его построек.

Один из главных художников русского авангарда, Василий Кандинский, тоже преподавал в Баухаусе. Начав карьеру как пейзажист, он едва ли не первый среди художников-авангардистов стал рисовать абстракции.

В составе движения «Синий всадник» в 1922 году Кандинский приехал в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески.

Результаты своей работы в школе художник описал в книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

Баухаус был закрыт по политическим причинам в 1933 году. Некоторые представители школы остались и начали сотрудничать с нацистами, но большая часть покинула Германию. Кто-то уехал в США, кто-то в Японию и СССР, некоторые оказались даже в Палестине. Они продолжили развивать стиль Баухауса локально.

Баухаус и СССР

Многие представители Баухауса возлагали на СССР огромные надежды. Они начали приезжать в нашу страну еще при втором директоре Ханнесе Майере. Кстати, сам архитектор тоже сотрудничал с Советским Союзом и участвовал в строительстве объектов в Сибири.

В СССР была катастрофическая нехватка архитекторов, и поэтому привлекали специалистов из других стран. Многие оставались здесь жить. Правда, вскоре началась подготовка ко Второй Мировой Войне, и часть из них была репрессирована.

Судьбы многих немецких архитекторов до сих пор неизвестны.

В Москве в 1930-е творил Хиннерк Шепер, который был профессором архитектурной колористики Баухауса. Он разрабатывал цвета для покраски зданий. Известны его работы в доме-коммуне на Хавской улице и в доме Наркомфина. Шепер занимался  не только дизайном фасадов, но и внутренним оформлением квартир.

Если смотреть на итог сотрудничества последователей Баухауса с советской властью, то масштаб работы впечатляет. Они построили десятки, если не сотни зданий в СССР. Например, это большая часть соцгорода Уралмаш, рабочие поселки в Перми, Кемерово и Новосибирске. Однако такой объем работ наблюдался лишь в архитектуре.

Культовые предметы

Баухаус дал пищу для идей не одному поколению архитекторов. Вот ТОП-5 настоящих произведений искусства в дизайне, которые остаются актуальными на сегодняшний день.

Самобалансирующийся стул без задних ножек из газовых труб архитектора Марта Стама.

Первый прототип изделия с плоским сиденьем обладал четким кубистическим контуром, а благодаря прозрачным ножкам создавалось впечатление, что сидящий «висит» в воздухе.

Конструкция отлично воплощала эстетику Баухауса, которая стремилась к четким линиям. Такие стулья сейчас можно встретить во многих офисах и кафе.

Вторым по значимости было кресло «Василий», названное в честь Василия Кандинского. Его автор, Марсель Бройер, дружил с русским художником. Вдохновленный формой велосипедного каркаса из трубчатой стали, он использовал подобные гнутые трубки для своего кресла.

Мало кто знает, но прозрачные стеклянные сервизы тоже пришли к нам из стиля Баухауса. Их создатель, Вильгельм Вагенфельд, любил работать анонимно и не стремился к славе.

Прозрачная посуда настолько понравилась другим дизайнерам, что те стали повторять ее на свой манер.

Сейчас во многих кафе используют стеклянные чайники, чтобы посетители могли наблюдать за процессом заварки напитка через прозрачные стенки.

Настенные часы Макса Билла. Они обладали достаточно простой графической формой и не имели цифр.

В результате сотрудничества с часовой компанией Junghans, свет увидел коллекцию наручных и настенных часов, названных именем автора.

Они пользовались успехом в 1960-е, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Но их путь не прекратился, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются часами Макса Билла.

Дверная ручка Вальтера Гропиуса. В отличие от ручек прошлого века, эта модель напоминала собой прямой угол и состояла всего из двух деталей: цилиндрического захвата и квадратного стержня.  Поступила в массовое производство в 1923 году, и сохранилась до наших дней почти в неизмененном виде. Считалась самым коммерчески успешным продуктом в стиле Баухаус.

Влияние Баухауса на мировой дизайн

После того, как школа Баухауса была официально закрыта, ее мастера разъехались по всему миру. Некоторые представители остались в Германии и сформировали Ульмскую школу.

Ее возглавил Макс Билл, решивший сохранить идею Гропиуса о синтезе искусства и техники.

Через несколько лет под влиянием других преподавателей идеи школы начали меняться, и Макс Билл покинул учебное заведение, чтобы впоследствии стать одним из ее противников.

Мигрировавшие ученики и преподаватели развивали идеи Баухауса в разных странах от Америки до Англии. Например, в Италии принципы этого стиля легли в основу рационализма. В Америке благодаря переезду большей части мастеров Баухауса появился интернациональный стиль. Швейцарская школа взяла очень многое в отношении типографики и коммуникативного дизайна.

В современных интерьерах сохранились традиции Баухауса: это и скандинавский дизайн, и стиль лофта, и знаменитый строгий стиль «Брауна».

Противники Баухауса

Философия Баухауса отвечала запросам того времени, когда он зародился, но в 1960-е казалась уже не столь актуальной. Последователи немецкой школы зашли в тупик, поскольку все уже было придумано.

В этот момент возникла потребность в создании чего-то кардинально нового – так появились постмодернисты, желавшие сломать устои и низвергнуть строгий Баухаус.

В результате культурной революции простота и аскетизм Баухауса, практически не изменившийся за 40 лет, проиграли более дерзкому и смелому стилю постмодернизма.

Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей.

Архитекторы и художники постмодернизма использовали мотивы не только из прошлых стилей, но и из сюрреализма и компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности и рациональных форм.

Он создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя и дал толчок к поискам яркого, значимого стиля с новым смыслом и экологической моралью.

Баухаус в ХХI веке

Баухаус окружает нас постоянно. Его мотивы можно найти в самых обыденных вещах. Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — все это восходит корнями к философии Баухауса.

Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым

Источник: https://www.westwing.ru/zhurnal/tendentsii/bauhauz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть