Свободная мастерская

“Свободные мастерские”

В Москве работают десятки государственных художественных, музыкальных и хореографических школ. В свободное от основной учебы и работы время дети и взрослые совершенствуют там свои таланты. Сетевое издание M24.ru продолжает новый информационный проект. Мы будем писать о том, как работают самые известные и необычные творческие школы города.

Почему кураторам выставок не обязательно уметь рисовать, где выучиться на художника, когда тебе за 30, рентабельно ли современное искусство, куда трудоустраиваются выпускники школы современного искусства – об этом в нашем материале.

Что: школа современного искусства “Свободные мастерские”

Абитуриенты: лица от 18 лет

Кого готовят: кураторов и художников

Продолжительность обучения: год

Прием заявок: с середины августа

Стоимость обучения: 35 000 рублей для художников и 40 000 рублей для кураторов

Дарья Камышникова. mmoma.ru

Художником стать никогда не поздно

“Свободные мастерские”

“У нас не совсем обычная художественная школа, она для взрослых. Есть при Московском музее современного искусства детская студия. Но именно наша учебная программа рассчитана на людей с 18 лет. Возрастного предела нет. В основном обучаются люди до 35 лет. Если человеку это интересно, он хочет сменить профессию, то мы готовы его принять”.

Как появились “Свободные мастерские”

“Школа образовалась в 1992 году по инициативе группы художников и профессоров МГУ. И с 2000 года мы в качестве образовательного центра входим в состав Московского музея современного искусства. В состав музея мы вошли по его инициативе”.

Школа и музей: взаимовыгодное сотрудничество

“Свободные мастерские”

“Школы при музеях современного искусства не редкость, но в нашей действительно оригинальная программа. Музей молодой, и школа активно с ним взаимодействует. Так, вся молодежная программа музея, включая инициативу по образованию биеннале молодого искусства, исходила совместно от школы и музея.

Ежегодно музей организовывает выставку молодого искусства “Мастерская”. Проект стартовал в 2001 году. Есть еще две программы.

Одна называется “Дебют” – это небольшие персональные или групповые выставки молодых художников, среди которых много наших выпускников, но также берем работы и тех молодых художников, которые окончили другие учреждения.

Вторая программа – “Второй этаж”. Эта выставка для тех выпускников школы, которые уже стали самостоятельными фигурами на арт-сцене”.

Почему куратору не обязательно уметь рисовать?

“Свободные мастерские”

“В “Свободных мастерских” сейчас большой конкурс. В этом году было девять человек на место. Дело в том, что таких учреждений, как у нас, не так много. Институций, готовящих молодых специалистов современного искусства, в Москве всего четыре.

В нашей школе две фазы поступления: сначала нужно ответить на анкету и написать мотивационное письмо, а потом пройти собеседование. Естественно, при таком конкурсе проходят самые подготовленные.

У нас есть некоторое количество вопросов на засыпку, чтобы понять, насколько человек ориентируется в современном искусстве.

Но главный критерий – действующий мозг и представление о том, что произошло с искусством начиная с периода расцвета авангарда ХХ века.

Умение рисовать для нас не является важной составляющей. Человек может разбираться в искусстве и вообще не уметь рисовать.

Есть масса видов творчества, которое не подразумевает академического художественного образования, например текст и перформанс.

Поэтому человек, который мастерский владеет карандашом и кисточкой, но не имеет представления о современном искусстве, может не поступить в “Современные мастерские”.

Прием заявок начинается с середины августа. Собеседование – с середины сентября. Обучение длится год – с октября по май”.

Стоимость занятий

“Свободные мастерские”

“Расписание занятий у нас плавающее: минимум – три раза в неделю, максимум – шесть.

У нас две группы, в одной учат кураторов, в другой – художников. У групп разные программы. Например, художникам преподаем основы арт-проекта, видео.

У кураторов есть такие предметы, как история кураторства, практика, основы экспозиции. Но есть предметы, которые читаются на весь поток.

К ним относятся западная и отечественная история современного искусства ХХ – ХХI веков, философия искусства.

Обучение платное. В этом учебном году художники платят 35 тысяч в год, кураторы – 40 тысяч (поскольку их почти вдвое меньше, чем художников – 16 человек). Сейчас многие образовательные учреждения подняли стоимость обучения, в “Современных мастерских” осталась прошлогодняя стоимость”.

Педагоги, которым нужно сказать “Спасибо”

“Свободные мастерские”

“До этого учебного года у нас преподавала один из крупнейших специалистов МГУ Вера Дажина. К сожалению, в октябре она ушла из жизни. По сути, Дажина – основатель “Свободных мастерских”. В МГУ она была первым специалистом, организовавшим лабораторию по изучению современного искусства.

Из известных художников у нас преподают Юрий Шабельников, Владислав Ефимов, Антонина Баевер. Каждый год определенную дисциплину у нас читает молодой известный художник. Сейчас это Баевер.

Художник Андрей Великанов читает курс у нас и в “Гараже”. Преподает в “Свободных мастерских” Антонио Джеуза – один из лучших специалистов по российскому видеоарту. Также видеоарт читает Марина Фоменко – достаточно известный видеохудожник, организатор кураторского видеофестиваля”.

Трудоустройство выпускников

“Свободные мастерские”

“По окончании обучения мы выдаем свидетельство собственного образца. Но в сфере современного искусства такая ситуация, что серьезный документ, подтверждающий образование, необязателен.

Что касается трудоустройства, то художники, даже самые известные, не работают исключительно по профессии. Потому что зарабатывать на современном искусстве сложно. Во всем мире единицы могут этим кормиться.

К кураторам сейчас появился интерес. Насколько я знаю, наши выпускники первых двух лет работают в Государственном музее современного искусства. Пока не на кураторских должностях, но все же.

Получившие образование в “Свободных мастерских” также работают в Центре современного искусства “Гараж”, в различных галереях.

Поэтому можно сказать, что кураторское образование помогает в трудоустройстве”.

О проблемах

“Свободные мастерские”

“Проблемы есть, но они касаются скорее всей системы образования, а не только образования в сфере искусства. Основная сложность – финансирование.

До позапрошлого года мы были бесплатной школой, но по решению департамента культуры стали платным учреждением. Это повлияло на поток абитуриентов как положительно, так и отрицательно.

С одной стороны, в “Свободные мастерские” теперь приходят более осознанно, то есть поступающим действительно нужно это образование.

Оборотная сторона медали – мы потеряли достаточно большую аудиторию абитуриентов. Кроме того, пока школа являлась бесплатной, у нас было больше просветительских занятий, направленных на людей с меньшим багажом знаний в сфере искусства. Сейчас же мы сконцентрировали внимание на специализированных предметах, чтобы дать ученикам максимум нужной информации”.

В следующем материале читайте о том, как поступить в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств.

Алла Панасенко

Источник: https://www.m24.ru/articles/vystavki/12122014/62179

Заняться делом: Мастерские в Москве, где можно поработать

Свободная мастерская

Дар труда

Основатели Константин Скворцов и Олег Фараджуллаев запустили одну из первых в стране общественных мастерских «Двор сотрудней» в 2012 году на Чистых прудах.

В небольшом помещении уместились столярный коворкинг, керамическая и лазерная мастерская, покрасочная и помещение для мастер-классов.

В таком режиме компания проработала до начала этого года, пока в январе не переехала на новое место и не обзавелась названием «Дар труда».

Новое помещение позволило общественной мастерской сделать общие рабочие зоны более просторными и оборудовать индивидуальные мастерские. Сейчас в коворкинге работает больше 50 мастеров, а за всё время работы тут успели потрудиться 170 человек.

Здесь есть инструменты и станки для столярных работ. В стоимость некоторых абонементов включена возможность использования покрасочного цеха. Сотрудники мастерской часто выполняют сторонние заказы, при этом могут передать часть из них резидентам.

К тому же мастера могут устраивать совместные закупки материалов и инструмента.

СТОИМОСТЬ: сутки — от 1 000–1 500 рублей, абонемент на месяц — от 6 500–13 000 рублей

АДРЕС: ул. 1-я Бухвостова, д. 12/11, корп. 16

 dartruda.ru

Crafts Station

Фото опубликовано Vladimir (@khristoforov_volk) Май 17 2015 в 10:27 PDT

К идее ремесленного коворкинга Владимира Христофорова подтолкнул кризис. До него он взялся за продажу дизайнерской мебели со словенской фабрики, но бизнес не пошёл.

Тогда Владимир решил сам заняться производством мебели и создать площадку для других ремесленников.

Взяв взаймы 300 тысяч рублей, Владимир арендовал помещение в НИИ дальней радиосвязи на Преображенке (которое впоследствии оказалось неудобным, и от него пришлось отказаться) и закупил нужные инструменты.

Сейчас Crafts Station находится на заводе «Кристалл» на Яузе. Владелец называет место «перспективным для развития творческого кластера, где он встретил новых друзей, единомышленников, профессиональных ремесленников и просто хороших ребят». Здесь же он обзавёлся партнёрами и заказчиками. Например, в этому году команда выполнила крупный заказ для спортивного мероприятия adidas.

По словам владельца, с наступлением осени коворкинг стали посещать всё больше мастеров. Многие из них хотят собрать стол или арт-объект, сделать подарок или стенд для выставки. Здесь есть дизайнеры, создающие предметы интерьера. Тут же делают линию украшений OneDayArt. Среди резидентов есть и те, кто приходит учиться и готов помогать в любой столярной работе.

Все необходимые инструменты для мастеров есть, скоро их ассортимент будет обновляться. На это уже собирают деньги.

СТОИМОСТЬ: от 1 часа до 1 суток — 300–1 000 рублей, абонемент на месяц — от 5 500 рублей

АДРЕС: ул. Самокатная, 4, стр. 4

 craftsstation.com

«Велокухня»

Велокухня Москва

«Затеяли всё это ради одного — популяризации велосипедного транспорта», — пишет основатель Никита Сергеев в паблике «Велокухни». К запуску мастерской его подтолкнуло желание поделиться своим опытом проектирования и строительства велосипедов. Никита занимается уже этим около девяти лет.

«Всего каких-то два года назад было сложно предсказать сегодняшний велобум, — вспоминает основатель. — Теперь велосипеды очень популярны, и тысячи людей в городе пользуются ими, но не знают, как их правильно эксплуатировать, ухаживать за ними и экстренно чинить в случае поломки».

Всеми этими хитростями команда «Велокухни» готова поделиться с резидентами.

Бюджет на старте проекта был нулевой, потому что «Велокухня Москва» запустилась в велоателье Custo Bikes, где Никита Сергеев с командой собирает велосипеды на заказ. Здесь есть сварочные аппараты для любого типа сварки, токарный, сверлильный, фрезерный станки, листогиб, трубогибы, гильотина.

Но когда желающих посетить коворкинг станет больше, то ручного инструмента будет не хватать. Для решения вопроса команда хочет привлечь к проекту спонсоров. Основатели готовы к сотрудничеству с теми, кто продаёт или производит велозапчасти и велоинструмент.

Старым сломанным велосипедам они тоже будут рады.

Пока мастерская работает всего раз в неделю — в понедельник с 18:00 до 21:00. Такой краткий режим работы объясняется тем, что пока про «Велокухню» знает очень мало людей, поток желающих небольшой. Чтобы привлечь внимание к проекту, команда планирует проводить лекции и мастер-классы. Основатели готовы предоставлять площадку всем желающим поделиться знаниями о велосипедах.

Стоимость: абонементов у «Велокухни» пока нет. Потому что починка велосипеда — это, как правило, разовое мероприятие. Оплачивать нужно проведённое в мастерской время. Пока это 3 часа, каждый понедельник — 400 рублей. 

Адрес: ул. Самокатная, д. 4, с. 4

CusMosatelier

Фото опубликовано Custom Moscow (@cusmos_atelier) Сен 25 2015 в 9:00 PDT

CusMosatelier — это мастерская, где можно выполнить текущее техобслуживание мотоциклов и другой техники — например, самоката, квадроцикла или гидроцикла.

Проект запустился осенью прошлого года в Волгограде, а полноценно работать и принимать заказчиков начал в марте 2015 года уже в Москве.

Переезд создатели мастерской объясняют желанием привлечь публику, которая «не может спокойно дышать, видя мотоцикл, построенный руками и имеющий индивидуальный вид». Для запуска понадобилось около полумиллиона рублей, которые ушли на закупку оборудования.

Те, кто хотят обновить мотоцикл самостоятельно под минимальным присмотром мастера, могут арендовать место в мастерской на сутки или более долгий срок. Здесь есть три подъёмника, отдельная слесарная, офисное помещение, два склада, двухуровневая парковка.

Правда, к токарному станку допускаются те клиенты, у которых есть навыки работы с ними. При этом каждый резидент подписывает документ, по которому он сам несёт ответственность за своё здоровье. Но до некоторого оборудования команда клиентов не допускает, а делает всё сама.

Кстати, в ближайших планах — обучать желающих профессии автомеханика.

Работает мастерская до 23:00, но, по словам создателей, многие клиенты возятся с мотоциклами допоздна.

За некоторые особо интересные проекты команда готова взяться бесплатно: владелец мотоцикла при этом оплатит только работу на станках и материалы. Так было с Harley-Davidson, который за три месяца изменился до неузнаваемости.

Натянуть цепь и помочь с другим мелким ремонтом тут тоже могут по дружбе. «Клиент может заехать, всё это сам сделать, ещё и чаю попить», — рассказывают в ателье.

Стоимость: сутки — 1 500 рублей, парковка на месяц — 1 500 рублей

Адрес: ул. Самокатная, д. 4, строение 9 (территория завода «Кристалл»)

«Академия стекла»

Фото опубликовано @glass_academy_russia Июл 18 2015 в 2:29 PDT

В мастерской Марии и Анастасии Прибельских будет интересно тем, кто интересуется техникой Lampwork, — художественной обработкой стекла с помощью горелки.

Вазу таким образом не выдуть, но изготовить бусины с разными рельефами и узорами получится. Те, кто занимаются рукоделием, могут найти здесь рабочее место с этой самой горелкой.

Дополнительно в стоимость аренды включён фартук, очки, мандрели с сепаратором, базовый набор инструментов и обжиг бусин в печи.

Специальные инструменты, которые не входят в этот набор, предоставляются за дополнительную плату. Здесь же можно поучаствовать в мастер-классах и купить стекло для работ. Работает мастерская до 22:00; прежде чем прийти, нужно записаться.

Стоимость: разовое посещение — 300 рублей в час, абонемент — 250 рублей за час (от 10 часов) и 220 рублей за час (от 100 часов)

Адрес: ул. Балтийская, 11. 

 glassacademyrussia.com 

«Артефакториум»

Как и многие специализированные коворкинги, «Артефакториум» существует на базе ювелирной школы. Руководитель Александр Ефимов запустил его для тех, кто хочет практиковаться в ювелирном деле, но не имеет возможности оборудовать свою мастерскую. Всего здесь девять рабочих мест.

Аренда включает доступ к ювелирному оборудованию для ручного производства украшений (тиски, вальцы, вулканизатор, точило, бормашина и т. д.) и расходные материалы (бензин для горелки, флюсы, отбел, тигли и полировальные пасты).

Личный ручной инструмент, расходные материалы тоже можно арендовать.

Ювелиры всегда могут проконсультироваться с сотрудниками коворкинга, отдохнуть и выпить чаю со сладостями, а также воспользоваться библиотекой мастерской из 60 книг по ювелирному делу.

Стоимость: день (c 10:30 до 18:00) — 1 000 рублей, вечер (с 18:30 до 22:00) — 800 рублей, 4 часа (с 10:30 до 18:00) — 600 рублей. Абонемент на месяц по будним дням — 15 тысяч рублей. На аренду нужно записаться заранее.

Адрес: Новый Арбат, 34, строение 1, 1-й этаж, комната 110

 artefactorium.ru 

Workplace

Фото опубликовано Воркплейс (@workplaceland) Май 8 2015 в 7:29 PDT

Про создателя сети коворкингов Евгения Волка мы уже писали. В 2013 году он после неудачи со своим сервисом «Интегратор» решил организовать сеть воркплейсов — мест, куда может прийти дизайнер и воспользоваться всем необходимым оборудованием для шитья. Это удобно для тех, кто работает на себя и не хочет тратить большие деньги на аренду или устал ютиться со швейной машинкой на кухне.

Стать резидентом можно, купив абонемент. Его цена начинается от 11 600 рублей в месяц. За эти деньги мастер получает рабочее место, возможность пользоваться всей инфраструктурой воркплейса и доступ в примерочную. Самый дорогой абонемент — расширенный за 24 900 рублей, с арендой комнаты. В ней могут работать два человека: есть вторая рабочая поверхность, рейл и система хранения.

Стоимость: от 11 600 до 24 900 рублей в месяц

Адрес: Дом моды на «Фабрике», Переведеновский переулок, 18, строение 2, 3-й этаж

 workplace.land

DominiQ co-working club

Первый московский коворкинг-клуб для специалистов по макияжу открыла визажист со стажем Екатерина Коновалова. До этого она запустила школу для визажистов и столкнулась проблемой: новичкам негде практиковаться, а мастерам со стажем сложно найти комфортные условия для работы.

Покупая абонемент на одно из 14 рабочих мест, визажист получает в пользование ещё и фотостудию. Можно сделать макияж и сразу же сфотографировать модель.

В том случае, если у визажиста нет возможности нанять фотографа, сотрудники коворкинга выставят свет, настроят технику, и визажист сам сможет провести фотосессию.

Дополнительно резидентам предлагают скидки на все мастер-классы школы DominiQ.

Стоимость: абонементы в коворкинг можно купить на срок не меньше, чем на два года. Есть три стандартных пакета: для новичков (6 тысяч рублей), «мини» — для визажистов с клиентами (54 тысячи рублей) и «профи» — для тех, кто проводит занятия и мастер-классы (108 тысяч рублей). При этом DominiQ co-working club работает круглосуточно.

Адрес: Богословский переулок, 8

 dominiq.me

Обложка: Александра Кононченко / «Велокухня»

Источник: https://www.the-village.ru/village/business/management/222571-kovorkingi-masterskie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть